Вебмастеру на заметку
Свежие комментарии
Архивы
Маркетинг для вебмастера
Ежедневные заметки на полях
Эта заметка была добавлена сегодня:
17 Ноября 2018

Яндекс-Вебмастер поможет проверить, оптимизирована ли ваша страница для мобильных устройств.
В новом разделе «Проверка мобильных страниц» вы можете узнать, насколько правильно ваш сайт отображается на смартфонах и планшетах. Сервис укажет также на проблемные элементы для мобильных браузеров, если такие найдутся.

Венгерский балет


Профессиональное хореографическое искусство возникает в Венгрии во 2-й половине XIX века. Ставились главным образом одноактные балеты и дивертисменты; состав труппы балета не превышал 40-50 человек. Венгерские композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру. В начале и особенно в 20-30-х XX века выдвигается ряд талантливых балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших основы венгерской национальной хореографии. Одним из первых выдающихся балетмейстеров Венгрии был Р. Брада, поставивший балет «Священный факел» Донаньи на сказочный сюжет и патриотический балет «Куруцкая сказка» на музыку Золтана Кодай.

Позднее разворачивается деятельность балетмейстера Харангозо. В 30-е годы в венгерском музыкальном театре формируется сильная труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в репертуаре господствуют постановки, носящие формалистический характер и отличающиеся экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью. Бурное развитие венгерского национального балета началось после установления народно-демократического строя.

Венгерский балет

Венгерский балет

В балетную труппу будапештского театра вошли новые талантливые артисты, значительную помощь в подготовке которых оказали советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при Национальном театре, регулярно пополняет состав музыкальных театров страны. Больших успехов добился балетный коллектив оперного театра, состав труппы увеличился до 120 человек. Если в первых постановках театра, осуществлённых после освобождения страны, ещё сказывалось влияние модернизма («Голубая рапсодия», «Будапештский карнавал»), то в дальнейшем труппа следовала традициям классической хореографии, обогащая их элементами национальной музыки и танцевального фольклора.

К числу лучших постановок театра, наряду с классическими, относятся первые национальные балеты, в том числе «Платочек» и «Песня о Бихари». В венгерских театрах идут также национальные балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин» Бартока, «Лукавые солдаты», «Ацис и Галатея» Ф. Фаркаша. Балетную труппу Национального театра возглавляет балетмейстер Дьюла Харангозо.

К числу выдающихся композиторов мира, писавших музыку и для балета принадлежит Бела Барток. композитор, пианист и музыкальный этнограф. Один из виднейших представителей национальной музыкальной культуры. Как пианист выступил впервые в возрасте 10 лет. Первоначально музыке учился в Братиславе. Окончил Музыкальную академию в Будапеште, где с 1907 стал профессором академии по классу фортепиано. Барток совершил концертное турне по Советскому Союзу. В 1940 из-за преследований фашистов эмигрировал в США. Композитору принадлежат сочинения: опера «Замок герцога Синей Бороды», балеты «Деревянный принц», «Чудесный мандарин» и другие сочинения.

Сюжет оперы «Замок герцога Синей Бороды» основан на старинной французской легенде. Музыкальный язык оперы близок к характерным ладам и речитативным интонациям венгерской народной музыки, к народным балладам северной Венгрии и Трансильванци. Высокого драматизма и психологической напряжённости достигает композитор в обрисовке музыкальных образов. Музыка оперы отличается строгостью и стройностью построения, однако в ней сказались и модернистические влияния.

Одноактный сказочный балет «Деревянный принц», прославляющий подлинную человечность, красоту всепобеждающей любви, более сильной, чем сословные предрассудки, характеризуется стилистической ясностью и богатством инструментовки, проникнут жизнеутверждающим духом народного музыкального искусства.

«Чудесный мандарин» — балет-пантомима, наиболее противоречивое музыкально-сценическое сочинение Бартока, близкое к экспрессионистическим музыкальным драмам Хиндемита и Берга. Идея — любовь сильнее смерти — раскрывается приёмами, отмеченными высокой экспрессией человеческих чувств и страстей и в то же время натуралистическими тенденциями. Однако и в этом произведении есть фрагменты, где музыка достигает подлинного драматизма и композитор проявляет себя как мастер симфонического развития музыкальной мысли.

Барток занимался исследованием народной музыки венгров и других народов, собрал огромное количество народных песен. Музыкальные композиции и научные труды Бартока пользуются мировой известностью.

Комментировать